Слух у новорожденных проверяется в родильном доме в первые дни жизни. Своевременно выявленная патология позволит вовремя принять нужные для правильного развития ребенка меры.
Способность слышать звуки мира позволяет человеку вовремя определить опасность, изучать окружающее пространство и общаться с окружающими людьми. Запоздалое определение того, что ребенок плохо слышит, будет виновным в появлении больших проблем. Развившаяся от бездействия родителей глухота, будет иметь последствием немоту – малыш не сможет повторять обращенные к нему слова и говорить.
В прошлом веке несвоевременное определение невозможности ребенка воспринимать звуки нередко влекло за собой постановку диагноза «слабоумие» детям при нормальном уровне интеллекта.
Процедура проверки слуха носит название аудиометрии, ее проводит врач сурдолог. Нарушения слуха в той или иной форме обнаруживают в 1 месяц жизни у 3-5 младенцев из тысячи.
Методы проверки слуха
Для проверки возможности младенца слышать наблюдают за его ответной реакцией на определенный звук. Новорожденный ребенок в 1 месяц будет реагировать на него:
- активным движением ножек и ручек;
- замиранием в попытке распознать новый для него раздражитель;
- широким открыванием глаз;
- изменением дыхания;
- пробуждением ото сна.
Такая, внешне несложная процедура, требует подготовки – нужен достаточный опыт, чтобы различить реакцию ребенка на звук от обычного желания подвигаться. Если при проверке слуха у грудничка, он себя плохо чувствует – у него болит животик или ребенок простужен, тест может быть некорректным из-за того, что малыш раздражен из-за дискомфорта.
При нарушении слуха у деток раннее выявление патологии – залог успешной реабилитации ребенка, поэтому диагностирование уровня слуха новорождённых все время усовершенствуется.
Все методы проверки слуха делятся на три группы и их выбор зависит от возраста человека:
- компьютерное аудиометрическое обследование;
- поведенческое обследование;
- игровая аудиометрия.
Компьютерная диагностика нарушения слуха позволяет наиболее точно определить изменения в организме новорожденного ребенка в первый месяц жизни.
Для исследования чуткости слуха у новорожденных деток от нескольких месяцев и до трех лет жизни целесообразной является методика поведенческой аудиометрии.
При использовании игрового метода можно определить качество слуха у детей от 36 месяцев до пяти лет.
Зрение и слух формируются во внутриутробном развитии и совершенствуются в первые годы жизни. Чтобы контролировать развитие и остроту слуха у новорожденных и выявлять отклонения, педиатры настаивают на проверке его уровня специалистами, начиная с первых дней жизни в роддоме, затем при периодических осмотрах.
В домашних условиях родители могут контролировать формирование слуха у новорожденных, применяя хорошо разработанные методики, для которых не нужно использовать специальную аппаратуру.
Как лечат нарушения слуха у детей
Врач назначает лечение в зависимости от результатов диагностики: выявленной патологии и индивидуальных особенностей ребенка.
Помните, чем раньше выявлена проблема, тем проще устранить ее влияние на развитие ребенка. В идеале нарушения слуха должны выявлять в первые месяцы жизни. В этом случае правильное лечение предупреждает негативное влияние тугоухости на развитие малыша.
Патологии слуха объединяются в две группы: кондуктивная и нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.
При кондуктивной тугоухости нарушается проведение звука по слуховому пути. Это могут быть повреждения барабанной перепонки в результате отитов, опухоли, попадания инородных тел, образования серных пробок, атрезии (заращения) слухового прохода и так далее.
Способы лечения кондуктивных видов тугоухости зависят от конкретной ситуации. Это может быть хирургическое восстановление слухового прохода, удаление инородных тел и серных пробок, лечение инфекционных заболеваний и их последствий.
Для профилактики кондуктивных нарушений слуха в результате инфекционных заболеваний важно вакцинировать ребенка согласно национальному календарю прививок.
При нейросенсорной тугоухости нарушается восприятие звуков из-за поражений внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового анализатора (отделы ствола и коры головного мозга). Нейросенсорная тугоухость вызывается генетическими факторами, инфекционными заболеваниями, применением ототоксических лекарств, травмами, опухолями.
Метод лечения зависит от причины нейросенсорной тугоухости и ее степени. При тяжелой степени, пограничной с глухотой и когда слуховые аппараты малоэффективны, врачи применяют кохлеарные имплантаты. Это устройства, выполняющие функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток внутреннего уха.
Кохлеарный имплантат состоит из внешнего микрофона и передатчика, который преобразует звук в электрические импульсы. Внутренняя часть состоит из приемника, который расшифровывает электрические импульсы, и электродов, которые передают расшифрованные сигналы в ушную улитку.
Имплантат позволяет ребенку с нейросенсорной тугоухостью слышать
Кохлеарный имплантат устанавливают во время хирургической операции. Ребенка погружают в медикаментозный сон, он не чувствует боли. Операция считается безопасной, серьезные осложнения, например повреждения лицевого нерва, встречаются крайне редко.
Аппаратные обследования
Скрининг позволяет достаточно точно определить нарушение возможности недавно появившегося ребенка слышать еще в роддоме. По результатам процедуры врач может определить, где в организме ребенка произошли изменения, мешающие воспринимать звук.
Правильно проведенное обследование, профессионализм врача позволяют точно определить, на каком именно участке слухового отдела возникли изменения, выстроить эффективную и результативную схему лечения.
Первое скрининговое обследование проводят до выписки ребенка из роддома на протяжении первой недели жизни. Это обследование является стандартным и входит в программу обследования новорожденных
Для обследования детей применяют 2 различных способа:
- исследование реакции слухового ствола ЦНС (по международной терминологии АВR);
- акустической эмиссии (ОАЭ).
Тест, которым проверяют слух у новорожденного, избирается, исходя из методики, применяемой в лечебном учреждении, наличия аппаратуры и уровня профессиональной подготовки врача. Оба способа не травмируют ребенка и являются точными, но различаются по технологии проведения. В некоторых случаях новорожденному необходимо пройти оба теста.
Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка
Есть несколько простых тестов, которые помогут понять есть ли у малыша нарушения слуха или они отсутствуют. Что нужно делать:
- Обратиться к ребенку с определенной просьбой, не сопровождая речь какими –либо телодвижениями (жестами, артикуляцией).
- Издать характерный, громкий звук, неподалёку от ребенка и оценить его реакцию.
- Просто поговорить, не выражая эмоций, без улыбки, выражая свое настроение интонацией голоса.
- Считается, что малыши с плохим слухом отлично спят, их не тревожит громкая музыка, посторонние звуки с улицы, даже лай собаки не вызывает никаких эмоций, если ребёнок не видит животного.
На тугоухость новорожденных проверяют педиатры в роддоме, обследование проводят при помощи аппарата. После процедуры повторяют, слух проверяют повторно, с учетом особенностей развития, происходит это уже в кабинете отоларинголога, когда ребенку исполняется месяц.
Что делать, если звенит или шумит в ухе?
Но проблемы могут проявиться позже, к полугоду или даже к году, в зависимости от их специфики. Малыш может утратить слух частично или полностью в результате перенесенного вирусного, инфекционного или иного заболевания.
Алгоритм действий родителей, при наличии подозрений на тугоухость у ребенка:
- стоит в незамедлительном порядке обратиться к врачу с жалобой и пройти адекватное обследование;
- проверить слух привычным способом, обратившись к сыну или дочери шепотом.
Как на привычном, стандартном отоларингологическом осмотре, закройте одно ухо малыша рукой и попросите его повторить номер цифры (скажи семь). Повторите процедуру с другим ухом. Это поможет понять есть ли проблемы или они отсутствуют.
Некоторые заболевания психического характера могут сопровождаться схожей симптоматикой. Ребёнок плохо разговаривает, не реагирует должным образом на речь и отстает от сверстников в развитии. Но, при этом, его слуховые функции не нарушены. К таким болезням стоит отнести аутизм, синдром дефицита внимания и гиперреактивность.
Характерной чернотой проблем со слухом считается снижение концентрации внимания. Ребенок быстро устает, при аналогичной нагрузке, что и у сверстников.
Определение реакции мозга на звук (ABR)
При помощи этого способа определяется уровень развития слуховой системы ребенка, для этого отслеживается уровень реакции ЦНС на звуковые колебания, которые передаются в мозг по слуховому нерву.
Как проверяют слух таким методом? На головке младенца закрепляют электроды и через наушники транслируют специально подобранные звуки.
Установленная на компьютере программа обрабатывает полученную информацию и выводит ее на монитор. Врач может узнать, какой самый тихий звук доступен ребенку.
Контрольным сигналом, который позволяет определить проблемы со слухом у деток, является «щелчок». Это сочетание, которое позволяет одновременно комплексно протестировать весь слуховой аппарат. Если программа прохождения звука фиксирует адекватный ответ – тест считается пройденным успешно. Скрининг занимает по времени до четверти часа.
Аудиограмма в клинике
Аудиограмма — это график, который наглядно демонстрирует отклонения в восприятии звуков разных частот. Благодаря ему врач может распознать как вид заболевания, так и его степень. Обследование проходят с помощью аудиометра — специального электронного аппарата.
Через наушники подаются звуки разной громкости, интенсивности и частоты. Услышав их, малыш нажимает кнопку, а врач фиксирует результат на графике. При обнаружении проблем сурдолог назначает лечение или дополнительное обследование. В случае необходимости маленького пациента направляют на протезирование, подбирают слуховой аппарат.
Причинами для обращения в сурдологический центр могут служить любые отклонения в звуковосприятии. К ним относятся:
- Отсутствие связной речи в возрасте от 1 до 2 лет;
- Нарушения в формировании звуковых оборотов;
- Игнорирование речи родителей;
- Постоянное переспрашивание;
- Отсутствие понимания обычной речи на расстоянии менее 7 метров;
- Ситуации, при которых малыш обращает внимание на мимику говорящего больше, чем на его слова.
При любом из перечисленных признаков снижения слуха нужно обратиться к врачу. Родителям не стоит стесняться показывать специалисту здорового ребёнка. Лучше быть перестраховщиками, чем пропустить начало серьёзного заболевания.
Проверка внутреннего уха (ОАЭ)
Читатели Ogrudnichke.ru рекомендуют: — Обзор самых популярных витаминных добавок для детей от компании Garden of Life Читать статью >>> — Как продукция компании Earth Mama может помочь молодым родителям в уходе за грудничком? Читать статью — Донг квай (Dong Quai) – удивительное растение, помогающее сохранять молодость женскому организму Читать подробнее… — Витаминные комплексы, пробиотики, омега-3 от компании Garden of Life, разработанные специально для беременных женщин Узнать подробности >>>
Чтобы проверить, как реагирует на звук непосредственно слуховой аппарат, используют метод отоакустической эмиссии, определение этого проводят на специальном диагностическом аппарате.
Для получения правильного результата ребенок должен спать. Прибор, состоящий из динамика и микрофона вкладывают в ушко грудничка. Звук передается через устройство в мозг, параллельно генерируется еще один звук, который не транслируется по нерву. Этот эффект носит название отоакустической эмиссии.
Программа тестового компьютера позволяет определить, на какие звуки слуховой аппарат ребенка дал ответ, качество и количество этих ответов.
По результатам теста ребенок должен реагировать на силу звука, которая позволяет различить тихую речь. Скрининг проводится на протяжении 10 минут.
Как проверить болит ли ушко у грудничка: предрасполагающие к отиту факторы.
Распространенность отита (воспаления уха) у детей наглядно иллюстрирует статистика: к 1 году им уже переболел каждый 2-ой ребенок. К 2-м годам эта цифра увеличивается до 90%.
1. Неспецифические проявления: повышение температуры, беспокойство, плач ребенка, невозможность нормального сна, отказ от груди. Нередко у малыша возникают маятникообразные покачивания головой.
2. Обратите внимание: малыш старается лежать на больном ушке, и в таком положении намного охотнее берет грудь.
3. Дети старше 3-х месяцев начинают хватать и тереть больное ушко, поэтому определить источник боли становится намного легче.
4. Нажмите на козелок – хрящевой вырост напротив ушной раковины (см. на рисунок). При остром отите даже малейшее прикосновение к козелку может стать причиной резкого вскрика или плача малыша.Информативнеевсего проводить данный прием на спящем ребенке.
5. Иногда первым признаком болезни ушка у грудничка становится снижение слуха. Если раньше малыш активно реагировал на голос матери, а теперь этого не происходит, – это повод заподозрить отит.
6. Истечение гноя, крови или прозрачного секрета из слухового прохода. Часто отит протекает бессимптомно, сигнализируя о себе только в запущенной стадии – при разрыве барабанной перепонки.
Прежде чем проверять, болит ли у грудничка ушко, задумайтесь, не входит ли ваш ребенок в группу риска по развитию отита. Если один или несколько из нижеперечисленных признаков присутствуют в вашей ситуации, то уже при повышении температуры и беспокойстве ребенка следует заподозрить отит.
1. Как протекала беременность? Не было ли осложнений при родах? Внутриутробные инфекции,недоношенность, затяжные роды предрасполагают к заболеваниям ушек у грудничков.
2. Аллергия у малыша (в частности – пищевая).
3. Не болел ли малыш вирусной или бактериальной инфекцией в ближайшее время? У грудных детей слуховая труба короче и шире, чем у взрослых. Это облегчает распространение инфекции из носоглотки в барабанную полость. Если недавно у ребенка был насморк, заложенность носа, воспаление миндалин, вероятность отита особенно высока.
4. Часто ли малыш спит на спине? Длительное пребывание в положении лежа на спине ухудшает циркуляцию крови помикрососудамслизистой оболочки дыхательных и слуховых путей. В результате снижается местный иммунитет и самоочищение, развиваются инфекционные процессы.
5. При разрастании аденоидной ткани также увеличивается вероятностьотитов.
Следует незамедлительно обратиться к педиатру. В вечернее и ночное время вызывается Скорая помощь. Лечение, которое порекомендует врач, осуществляется по двум направлениям: местному и системному.
Местное лечение предполагает облегчение оттока жидкости из барабанной полости и ускорение рассасывания воспалительного экссудата. Для реализации первой цели используют сосудосуживающие капли (Називин, Нафтизин, Галазолинв детских концентрациях), для реализации второй цели – согревающие компрессы,физиолечение. Нередко в ушко грудничкам закапывают раствор борного спирта или антибактериальные препараты (Отофа, Софрадекс, Полидекс, Анауран).
Системное лечение. Предполагает прием антибиотиков. Назначается врачом при тяжелом и среднетяжелом течении отита. Препарат выбора –Амоксициллин(часто – с Клавулановой кислотой). При аллергии на пенициллин используют современные макролиды (Азитромицин, Рокситромицин, Джозамицин), однако, назначать их в возрасте младше 6 мес. следует с осторожностью.
Теперь вы знаете, как проверить болит ли ушко у грудничка, и как следует вести себя при подозрительных симптомах. Будьте внимательны к своему малышу!
- вирусная или грибковая инфекция;
- начало простуды либо развитие хронической формы;
- осложнение при паротите, глубоком кариесе, ангине, синусите;
- отит. Наружная форма заболевания развивается после ранки или гнойника в слуховом проходе, средняя – как осложнение при воспалении слизистых носоглотки;
- гипотония, высокие показатели внутричерепного/артериального давления, проблемы с мозговым кровообращением;
- воспалительный процесс в евстахиевой трубе;
- поражение слухового нерва.
Узнайте подробности о симптомах и лечении коклюша у детей.
Что делать, если ребенок не выговаривает букву р? Ответ прочтите в этой статье.
Внутренние факторы:
- малыш затолкал в ухо инородное тело: пуговицу, шарик, ватку, мелкую деталь от игрушки;
- большой объём серы, закупоривающей слуховой проход, при недостаточном/неправильном очищении ушек;
- травма (укус насекомого, ожог, ушиб, лопнувшая барабанная перепонка);
- «надуло ухо». Проблема возникает при прогулках в холодную, ветреную погоду без шапочки;
- проникновение воды в глубокие отделы уха. Чаще всего воспаление развивается, если жидкость была грязной/холодной.
Симптоматика
Боль при отите настолько сильная, что ребёнок всегда реагирует на неё. Груднички часто переходят на крик, громко плачут, дети постарше жалуются, что «сильно болит, «стреляет» внутри ушка». Болезненность усиливается к вечеру, ночью отмечены самые сильные проявления отита.
Как понять, что у ребенка болит ухо? Запомните признаки воспалительного процессы различных отделов уха у малышей и деток постарше. При выявлении подобных симптомов окажите первую помощь, незамедлительно обратитесь к врачу, для самых маленьких вызовите «скорую помощь».
Совет! Точно определить, действительно ли болит ушко, поможет простой приём. Аккуратно потяните за больное ухо. Если развивается отит, боль усилится, малыш начнёт плакать, может перейти на крик. Аналогичная реакция появится при надавливании на слуховое отверстие (козелок уха). Особенно остро реагируют детки до года.
Признаки боли внутри уха у младенцев:
- беспокойство при кормлении;
- плохой, прерывистый сон;
- кроха стонет во сне, ворочается, просыпается с плачем;
- малыш ложится на большое ушко, пытаясь унять боль;
- температура часто выше нормы;
- исчезает аппетит: жевательные, сосательные движения вызывают сильный дискомфорт;
- на подушке часто заметны желтоватые пятна от выделений из слухового прохода;
- кроха трёт ушко, часто плачет.
Признаки:
- ребёнок постоянно касается ушка, давит на наружную часть слухового прохода, пытаясь снять болевые ощущения;
- малыш жалуется на боль в щеке или зубе;
- при повороте шеи ощущается болезненность;
- ребёнок капризничает, быстро раздражается;
- часто поднимается температура, ухудшается сон;
- воспаление глубоких зон сопровождается выделением гнойных масс. После сна желтовато-коричневые следы остаются на подушке.
Советы родителям
Важнее всего не паниковать. При подозрении на отит у грудничка окажите первую помощь. Если боль сильная, не стихающая, вызовите «скорую помощь». Для деток постарше пригласите участкового педиатра. При тяжести случая понадобится консультация отоларинголога.
Как действовать при выявлении определённого фактора, спровоцировавшего сильный дискомфорт ушной зоны:
- травма, ушиб. Вызовите «скорую» или доставьте пострадавшего малыша в травмпункт. Неприятность случилась ночью? Не ждите до утра, действовать нужно быстро. Держите ребёнка вертикально на руках, следите, чтобы он меньше крутил головой. При появлении тошноты, рвоты нельзя класть малыша, иначе рвотные массы попадут в дыхательные пути;
- лопнула барабанная перепонка. Нельзя очищать больное ушко ватными палочками: по неопытности родители ещё больше травмируют нежные ткани. Обратитесь к ЛОР-врачу. Специалист обработает слуховой проход, удалит гной специальными приспособлениями. При своевременном обращении к врачу перепонка заживет на протяжении месяца, слух восстанавливается, исчезает заложенность уха;
- отит (грибковая, вирусная инфекция, евстахеит, воспаление как осложнение простуды, ангины). При отсутствии гнойных выделений разрешён согревающий компресс. Если выделяется густая, желтовато-коричневая масса, тем более, с примесью крови, греть ухо нельзя. При очень сильной боли, внезапно возникшей вечером или ночью, дайте анальгетик для детей: Ибуфен, Нурофен. Днём до прихода врача анальгетики не давайте. Если ребёнок сильно кричит, не может успокоиться даже после дозы обезболивающего, вызывайте «скорую помощь»;
- попало инородное тело. Обратитесь за врачебной помощью. Только специалист аккуратно извлечёт посторонний предмет без сильного давления на ткани. Неправильные действия родителей загоняют пуговицу, деталь от игрушки, бусинку ещё глубже, возникает риск травмирования барабанной перепонки;
- насекомое попало в ухо. При движении лапки, крылышки причиняют острую боль. Если вдобавок насекомое укусило область внутри уха, болезненность становится нестерпимой. Нельзя отмахиваться от жалоб ребёнка, смеяться над ним. Сразу капните внутрь слухового прохода 1 каплю камфорного масла, подождите, пока насекомое погибнет. Как можно скорее посетите отоларинголога: врач аккуратно извлечёт насекомое, промоет ухо дезинфицирующим раствором.
Важно! Врачи рекомендуют обратиться к специалисту или госпитализировать больного ребёнка. Самолечение, неправильное применение домашних средств усложняет диагностику и лечение болезни, провоцирует тяжёлые осложнения. Помните: инфекция из внутреннего уха может проникнуть в головной мозг.
Что нельзя делать
Врачи указывают на распространённые ошибки, которые часто совершают молодые родители. Неправильные действия усиливают распространение инфекции, увеличивают объём гноя.
Нельзя:
- самостоятельна давать обезболивающие до приезда врача: симптомы «смажутся», доктору будет сложнее понять, что произошло с малышом;
- лечить ребёнка дома, отказываться от консультации педиатра и ЛОР-врача;
- применять сомнительные народные рецепты;
- закапывать ухо каплями: если лопнула барабанная перепонка: любой раствор в ухе навредит малышу;
- греть ушко, ставить согревающие компрессы, если из ушной раковины вытекает гной: тепло провоцирует развитие воспалительного процесса, экссудат скорее проникает в соседние органы и ткани;
- самостоятельно доставать инородное тело из слухового прохода, если малыш признался, что затолкал внутрь шарик или пуговицу;
- отказываться от антибиотиков, если врач назначает препараты при развитии инфекции, обилии гнойных масс.
Погрешность исследований
Методики имеют некоторое количество ошибочных результатов. ABR дает до 4% ложных результатов, более простой и быстрый ОАЭ – до 21% при проверке в первые три дня после рождения. Причина расхождения – остатки внутриутробных вод в ушах младенца, которые блокируют прохождение звука и создают ложную глухоту. В таком случае назначается повторный тест через неделю.
Если у врача формируются подозрения на то, что ребенок страдает определенными нарушениями слуха, предписывается полное диагностическое обследование. В результате всестороннего обследования даются ответы на вопросы:
- есть ли нарушения слуха и тугоухость у младенца;
- насколько снижена чувствительность к звуку;
- является ли снижение слуха временным или постоянным явлением.
Диагностика проводится по методу ABR с применением большего спектра раздражителей и занимает до часа.
Зачем следить за остротой слуха ребенка
Специалисты регулярно тестируют функциональность органа слуха у малышей. Самая первая проверка — аппаратная аудиограмма -происходит в стенах роддома спустя 2-3 дня после рождения крохи. Уже на этом этапе врачи могут выявить серьезные врожденные патологии и направить родителей с малышом на консультацию к отоларингологу и сурдологу.
В дальнейшем слух у ребенка проверяют на регулярных медицинских комиссиях. Такое частое тестирование связано с важностью раннего выявления патологий. Чем быстрей у дитя будет диагностированы проблемы с органом слуха, тем быстрей специалисты смогут приступить к их терапии.
Если же нарушения функциональности органа слуха не были выявлены своевременно, особенно в период до года, это запустит процесс задержки развития ребенка.
Младенец, который плохо слышит, медленней осваивает необходимые двигательные навыки и не имеет возможности качественно познавать мир, а значит, из-за дисфункциональности ушей малыша напрямую будет страдать интеллект.
У малышей на третьем-четвертом году жизни из-за нарушений слуха отмечается выраженная задержка речевого развития. Неумение говорить, невозможность правильно повторить слова и неспособность четко излагать свои мысли колоссально сказывается на темпах социализации дошкольника, его адаптации в обществе и психологическом состоянии.
Чтобы избежать подобных проблем, ребенка следует своевременно показывать специалистам.
Проверка слуха родителями
Все родители должны знать, как проверить слух у новорожденного в домашних условиях.
Детки после рождения еще не способны реагировать на тихие низкие звуки и откликаются только на высокие и резкие. В сторону звука ребенок сможет осознанно поворачивать голову только к четырем – пяти месяцам. Если ребенок хорошо слышит, после полугода он окликается на звук и четко поворачивает голову в направлении источника.
Определить, что у малыша развивается нарушение слуха, очень трудно на первых месяцах жизни – кроха может гулить и ворковать, что дезинформирует неопытных родителей.
К 8-9 месяцам жизни у ребенка появляется возможность осознавать звуки и пытаться воспроизводить самые простые их сочетания, возможность говорить в этом возрасте зависит от слуха.
Тестируем самостоятельно
Можно использовать простые тесты, которые легко провести в бытовых условиях, что нужно сделать.
Таблица 1. Как самостоятельно проверить слух ребенка
| Обратить внимание на взгляд малыша. | Если он смотрит на губы, пытается понять артикуляцию, то велика вероятность, что у него есть нарушения слуха. |
| Звонок по телефону может разъяснить ситуацию. | Если в процессе, сын или дочь прислушиваются сильно, перекладывают телефон от одного уха к другому, то велика вероятность наличия проблем. Но предварительно стоит проверить аппарат на исправность. |
| Дети с подобными нарушениями, часто погружаются в нереальный мир. | Они увлекаются музыкой или мультиками, но в силу нарушений слуховой функции, стараются не упустить ничего важного. Садятся прямо перед динамиком телевизора или около колонки компьютера и внимательно сгущают. |
Несложно понять, что малыш имеет какие-то проблемы, если его возраст превышает 3 года. Достаточно проанализировать его поведение, сравнить с поведением сверстников.
Простые способы проверки слуха:
- Нет реакции на громкий звук, отсутствует характерное вздрагивание.
- При громком включении музыки или телевизора, малыш продолжает играть, не обращая внимание на происходящие события.
- Не может повторить или воспроизвести звуковой ряд или делает это ненадлежащим образом, оставляет просьбы без внимания.
- Малышей с такими проблемами не интересуют музыкальные игрушки, они не реагируют на них или выдают слабую реакцию, на долго не задерживая внимание.
- Еще стоит оценить речь, если в момент общения сын или дочь издает громкие звуки, часто кричит, когда этого не требует ситуация – стоит обратиться к отоларингологу за помощью.
Банальное включение телевизора в комнате, отсутствие на это событие реакции, можно расценивать как наличие определенных проблем. Пожалуй, это самый простой тест, который применяют к детям.
Рефлекс Моро
Самая простая методика носит название рефлекса Моро, она позволяет определить наличие слуха у младенца и выявить развившиеся нарушения, но не дает представления об уровне восприятия звука.
Для проверки младенца:
- укладывают на любую ровную поверхность, распеленывают;
- сильно хлопают в ладоши на расстоянии 25-30 сантиметров от правого, затем от левого ушка.
Хорошо слышащий ребенок начинает сильно двигать ручками и ножками или плакать от испуга. Если реакции нет – ребенка необходимо срочно показать врачу
Методика И. В. Калмыковой
Для определения степени восприимчивости слухового анализатора потребуется несколько предметов, создающих звуковые сигналы различной интенсивности. В качестве источников звука можно использовать пластиковые банки, заполненные на 1/3 крупами. По методике И.В. Калмыковой в качестве источников звука целесообразнее использовать банки с такими наполнителями, как:
- манка;
- гречка;
- горох.
Банка с манкой создает самый тихий по интенсивности звук, с гречкой – более громкий, а с горохом – самый громкий.
Как проверить слух у новорожденного в домашних условиях? Для проведения простого аудиометрического исследования нужно проделать следующее:
- один человек должен отвлекать внимание новорожденного на себя, держа в руках яркую игрушку;
- второй человек на расстоянии 10 см от ушной раковины ребенка создает звуковые сигналы с помощью банок с различными наполнителями;
- слуховую чувствительность проверяют для правого и левого уха;
- создавать звуковые сигналы желательно с интервалом в 30-40 секунд.
Во время проведения теста желательно обеспечить возрастающую интенсивность звуковых сигналов. Сначала используют банку с манкой, потом – с гречкой и в последнюю очередь – с горохом. В противном случае ребенок отреагирует только на первый звук высокой интенсивности.
По утверждению педиатров, дети в возрасте до 6 месяцев реагируют только на звуки, интенсивность которых составляет минимум 60-70 дБ. Дети постарше должны одинаково реагировать на шумы интенсивностью от 20 дБ.
При отсутствии нормальной реакции тест следует повторить через пару дней.
Если результаты проверки будут неудовлетворительными, лучше пройти обследование у отоларинголога.
Гусейнова Ирада
Органы малышей чувств немного незрелые, но функционируют, а это значит, что новорождённые дети различают очертания фигур, смотря на вас, чувствуют запах молока, а ещё различают тембр голоса. Бытует мнение, что высокие голоса новорождённым нравятся больше, чем низкие.
Метод Калмыковой
Более сложная методика разработана врачом Калмыковой и предполагает использование предметов, которые создают различный по силе звук. Для изготовления анализаторов используют одинаковые банки из пластика, на треть заполненные в каждом доме манкой, гречкой и горохом.
С малышом работают 2 человека – один играет с малышом, показывая ему красивую, ярко раскрашенную игрушку, второй – на расстоянии 10-15 сантиметров трясет банкой с крупой над ухом ребенка. На каждом этапе проверки используют различные банки. Первой используют емкость с манкой, затем с гречкой, в последнюю очередь – с горохом. Между тестами делают минутный перерыв. В каждом периоде развития младенец реагирует на разную интенсивность звука – до 6 месяцев это 70 децибел.
Нормальный ребенок заинтересуется игрушкой, но одновременно будет реагировать на звук банки с гречкой и горохом, если реакция не появится – это должно насторожить родителей.
Если у ребенка обнаружен дефект слуха – это не повод впадать в отчаяние. Современные методики лечения и протезирования позволяют такому малышу быть полноценным членом общества.
Часть 2. Как проверить слух ребенка с года до трех лет (в раннем возрасте)
Ребенок раннего возраста может реагировать на звуки также как и взрослый и хорошо воспринимает и понимает шепот с расстояния в шесть метров.
Если ребенок в полтора – два года практически не говорит или говорит очень плохо, то в первую очередь специалисты проверяют слух малыша. Так как нарушения слуха – очень частая причина проблем с речью ребенка.
Дома мы можем проверить слух ребенка раннего возраста с помощью специально построенного разговора с ним. Методика разработана в Институте коррекционной педагогики РАО.
Первый способ проверки слуха у ребенка 1- 2 лет
Поставьте перед ребенком хорошо известные ему игрушки, названия которых он хорошо знает. Уберите со стола с этими игрушками всё лишнее чтобы ничего не мешало и не отвлекало Вашего малыша. Попросите «дай куклу», «покажи мячик», «где собачка? Где у собачки хвостик?» «где у куклы ротик, глазки ,носик» и т.д.
Сначала просьбы и вопросы к малышу задавайте, стоя рядом с малышом и говоря четким шепотом. Потом отойдите на расстояние 6 метров. Сначала просите четким шепотом. Если ребенок не слышит – то погромче (разговорная громкость голоса).
Если малыш не смог выполнить Вашу просьбу, то подойдите к нему и повторите ее на небольшом расстоянии от малыша разговорным голосом. Потом снова отойдите подальше и повторите эту же просьбу шепотом (Это делается для того, чтобы убедиться, что малыш понимает содержание просьбы).
Как интерпретировать результаты проверки слуха этим методом:
Нормально слышащий малыш выполнит Ваши просьбы, данные ему шепотом с расстояния в шесть метров. Если же он не слышит Вашего шепота, а выполняет просьбы, только когда Вы говорите голосом разговорной громкости с расстояния в шесть метров – то лучше перепроверить слух малыша у специалистов.
Дети раннего возраста очень непосредственные и подвижные и не умеют еще управлять своим поведением. Поэтому не всегда удается проверить их слух этим методом. Некоторые малыши просто не хотят слушать и показывать картинки и возникает ложное впечатление, что у ребенка плохой слух. А на самом деле, возможно, он просто не хотел выполнять задания – ему было неинтересно. Что же делать? Нам поможет второй способ проверки слуха у детей раннего возраста.
Как проверить слух ребенка в возрасте 1-2 года: второй способ
Для проверки слуха ребенка Вам понадобится помощник. Это может быть папа, бабушка, дедушка, старшая сестра или брат малыша — то есть близкий ему, очень хорошо знакомый человек.
Мама берет малыша на ручки и садится вместе с ним за большой «взрослый» стол. На столе должны быть игрушки (пирамидка, вкладыши, кубики, ведерки и так далее).Игрушки должны быть интересными ребенку, но при этом хорошо знакомыми. То есть он должен быть увлечен ими, но не до такой степени, чтобы ничего не замечать вокруг. Новую игрушку для обследования слуха брать нежелательно, так как малыш может так увлечься ей, что просто не обращать внимания на звуки (вспомните себя, когда Вы чем-то очень сильно увлечены, Вы тоже не всегда слышите что говорят вокруг Вас).
Малыш, сидя у Вас на ручках, играет на столе с игрушками. Ваш помощник встает за спиной малыша на расстоянии 6 метров от него и зовет шепотом малыша по имени. Если ребенок не отреагировал – то уменьшите это расстояние. Снова помощник зовет малыша шепотом. Если и сейчас нет реакции – пусть он позовет ребенка голосом разговорной громкости.
После этого мама с малышом продолжают играть с игрушками, а помощник мамы отходит то слева от малыша на расстояние 6 метров, то справа от малыша на расстояние 6 метров (чередуем эти положения в случайном последовательности). И подает звуковые сигналы от самого тихого к самому громкому.
Список звуковых сигналов для проверки слуха:
— музыкальная игрушка- шарманка (высокочастотное звучание),
— музыкальная игрушка — дудка (среднечастотное звучание),
— барабан (низкочастотное звучание),
— шепотная речь и голос разговорной громкости (ав-ав, пи-пи, кшшшш, имя ребенка),
— непривычные звучания (шуршание целлофанового пакета, стук гречки, гороха).
Советы по проведению обследования слуха детей раннего возраста этим методом:
— Интервалы между звуковыми сигналами делайте не менее тридцати секунд.
— Реакцией ребенка на сигнал считаются: поворот глаз или головы в сторону источника звука.
— Когда ребенок поворачивается на звук, то ему в поощрение показывается яркая картинка или игрушка.
— Если ребенок не реагирует на звук, то ассистент сокращает расстояние до ребенка и потихоньку приближается к малышу, пока он явно не отреагирует на звук. Потом нужно будет еще раз перепроверить реакцию на данный звук с исходного расстояния в шесть метров.
Играем и проверяем слух ребенка раннего возраста.
Эту же методику можно провести как игру с ребенком. Вот как это делается. Сначала играем в те игрушки, которые будут участвовать в проверке слуха малыша:
— Шарманка. Демонстрируем ребенку, как играет шарманка и как под звуки шарманки танцует кукла. А когда шарманка замолкает, то кукла прячется за ширму (ширмой может быть большая коробка). Зовем с ребенком куклу, и она снова танцует под шарманку.
— Дудка. Под звуки дудки ездит машинка, а когда дудка замолкает, то машина заезжает в гараж и останавливается. Предложите ребенку подудеть — позвать машинку и покажите, как под этот звук снова стала ездить машина. И как она остановилась, когда дудка замолчала.
— Барабан (негромкий стук). По стук барабана прыгает игрушечный зайка. Когда барабан замолкает – зайка прячется. Поиграйте с ребенком с зайкой аналогично игре с куклой и шарманкой.
— После этого предложите малышу послушать, кого сейчас позовут. С расстояния 6 метров за спиной ребенка Ваш помощник играет на шарманке. Ребенок повернется на этот звук, а Ваш помощник покажет ему в ответ куклу. Также пробуем звук барабана и звук дудки. Отреагирует ли малыш? Если да — то показываем ему машинку/ зайчика.
— Потом даем в руки ребенку куклу (ляля), собачку (ав-ав) и птичку (пипипи). Играем с игрушками и снова предлагаем отгадать, кто его зовет. Ваш помощник берет эти три игрушки и встает на расстоянии 6 метров от ребенка то слева, то справа от него. Он говорит четким шепотом: «Ав-ав». Если ребенок повернулся на звук, то ему показывают собачку. Также демонстрируют другие два звукоподражания.
Для того чтобы малыш отреагировал на звуки, лучше сначала дать ему поиграть с этими игрушками, попробовать их звуки, привыкнуть к ним. И только потом проводить обследование слуха.
Что такое аудиоскрининг
Аудиоскрининг – процедура, направленная на обследование слуха у новорожденных и детей до 6 месяцев с целью выявления нарушений слуха, и направление таких детей на дальнейшее диагностическое обследование для определения степени тугоухости и уровня поражения слуха. В Российской Федерации существует приказ с 1996 года №108 МЗ и Минпрома РФ «О введении аудиологического скрининга новорожденных детей первого года жизни», но проводится массово в России аудиоскрининг младенцев лишь с 2008 года. Аудиоскрининг входит в обязательное комплексное обследование — скрининг новорожденных. Аудиоскрининг должен проводиться в 2 этапа. Первый этап проходит в роддоме, где определяются новорожденные с повышенном риском развития тугоухости и глухоты, при выписке из роддома записываются результаты аудиоскрининга. Второй этап проходит в прикрепленной детской поликлинике, он включает анкетирование родителей и проверку звукореактотестером поведенческих реакций ребенка на звуки. Повторный аудиоскрининг проводится: — в 1 месяц, — в 4 месяца, — в 6 месяцев. При отсутствие реакции на любом из этих сроков ребенок направляется на консультацию в сурдологический центр для дальнейшего обследования. К сожалению, у большинства детей нарушения со стороны слуха продолжают выявляться уже после года жизни. Что показывает низкую эффективность аудиоскрининга у детей с незначительными потерями слуха или с односторонней тугоухостью.
Как проверяют слух новорожденным
Для проверки слуха у новорожденных применяют метод задержанной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Главным рабочим прибором, участвующим в процессе, является аудиометр. Он представляет собой небольшой мобильный аппарат, снабженный гибким зондом. На конец трубки надевается специальный ушной вкладыш, который затем помещается в ухо ребенка. Процедура не приносит малышу дискомфорта, не вызывает боли. Во время обследования прибор создает тестовые звуковые импульсы, направляющиеся по зонду и попадающие в слуховой орган ребенка при помощи микрофона. Далее в действие вступают наружные волосковые клетки, расположенные во внутреннем ухе. Их работа заключается в том, что они улавливают, а после усиливают звуковые колебания, а также способны создавать собственные звуковые импульсы при обнаружении раздражителя (звуковой волны). Если наружные волосковые клетки повреждены, то говорят о нейросенсорной тугоухости (потере слуха). Если волосковые клетки реагируют на раздражитель и показывают способность генерировать собственные колебания, то подобное явление носит называние отоакустической эмиссии. Такой механизм функционирования органа и был положен в основу при разработке прибора – аудиометра для скрининга родившихся детей. В начале процедуры передается тестовый звуковой сигнал, и по истечении малого периода времени, в буквальном смысле нескольких миллисекунд, чувствительный элемент прибора улавливает ответный импульс, создаваемый волосковыми клетками, и отправляет его в регистрирующую часть устройства при помощи зонда. Аудиометр фиксирует и оценивает полученные результаты, после чего отображает информацию на экране. Процедура длится до 1,5 минуты.
При проведении процедуры также возможно проявление спонтанной отоакустической эмиссии – явления, когда колебания наружных волосковых клеток возникают без искусственного раздражения органа посредством звуковой стимуляции. Наличие ответной реакции и регистрация колебаний говорит о том, что слух человека в норме. Если аудиоскрининг проводится у новорожденного, то делается это на 4 день после родов. Существование такого правила связано с тем, что отоакустическая эмиссия фиксируется у детей со вторых суток жизни. Звуковой стимул зависит от возраста ребенка: — новорожденный — широкополосный шум интенсивностью 90 дБ; — 1 месяц — широкополосный шум интенсивностью 90 дБ; — 4 месяца — широкополосный шум интенсивностью 65 дБ; — 6 месяцев — широкополосный шум интенсивностью 40 дБ. Перед проведением обследования желательно убедиться в том, что ребенок накормлен, пребывает в спокойном состоянии, неподвижен. Лучше всего проверять слух во время сна, при этом стараясь не нарушить спокойствие новорожденного. Получить результаты может помешать такой фактор как чрезмерная подвижность при проведении проверки слуха. Чтобы успокоить малыша, его прикладывают к груди матери, используют пустышку или бутылочку. Однако даже в этом случае, когда ребенок начинает активно сосать молоко, возникают помехи при обследовании. Также мешают аудиоскринингу наличие в наружном ухе жидкости – крови, слизи, первородной смазки. Все перечисленные факторы создают вероятность ложного отрицательного результата. После проверки слуха прибор отображает информацию о том, прошел или нет ребенок обследование, полученные данные можно распечатать. Когда мать с малышом покидает роддом, в выписке указываются результаты аудиоскрининга. Запись должна выглядеть следующим образом: Аудиоскрининг: D (+); S (+) или D=S (+). В этом сокращении буквой D обозначается правое ухо, а S – левое. Наличие знака «плюс» свидетельствует о положительном результате, то есть говорит о том, что слух у ребенка есть. Если напротив буквы указан знак «минус», то это значит, что аудиометр не обнаружил в ходе процедуры ответной реакции наружных волосковых клеток, то есть возможно у новорожденного имеются нарушения слуха. Не стоит расстраиваться раньше времени, часто бывает, что новорожденные дети не прошли аудиоскрининг в роддоме, а потом при повторном исследовании слух оказался в норме. Бывает и так, что требуются дополнительные исследования.
Результаты аудиоскрининга у детей с нормальным и нарушенным слухом
Поэтому можно сделать вывод, что положительный аудиоскрининг, говорит о том, что у ребенка все в порядке со слухом на данном этапе развития, а отрицательный аудиоскрининг говорит лишь о том, что следует провести дополнительное обследование, на основании его нельзя поставить какой-либо диагноз.
