Сегодня мы предлагаем вам поговорить о разновидностях дефектов речи. Их существует целое множество, мы постараемся уделить внимание каждому в отдельности.
Очень важно за помощью обращаться к профессионалу, не спешите сами поставить диагноз! Врач не только может правильно выявить проблему, но и подскажет, как ее устранить.
Начнем с того, что дефекты речи необходимо лечить в раннем возрасте, так велика вероятность того, что малыш будет говорить красиво и правильно. Выделяют только две группы детей, которые развиваются нормально с точки зрения медицины:
- говоруны (проявляют активный интерес к окружающему миру, легко адаптируются к новой обстановке, рано начинают говорить и задают большое количество вопросов);
- молчуны (созерцатели, начинают говорить позже своих сверстников, но сразу практически без дефектов, таким деткам нужно внимание и понимание родителей).
Вам будет интересно:Импотенция — это… Определение, причины, признаки, симптомы и лечение
Однако если ваш «молчун» не начал говорить к трем годам, стоит бить тревогу. Возможно, вы столкнулись с серьезной проблемой. Откуда она взялась? Выясним в следующем разделе статьи.
Причины
Вам будет интересно:»Граммидин» с анестетиком: инструкция по применению и аналоги
Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА
Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.
Прежде чем говорить о разновидностях и исправлении дефектов речи, выявим причины недуга. Их можно разделить на две категории:
- врожденные (наследственность, особенность организма, тяжелое протекание беременности);
- приобретенные (запущенность, частые болезни, снижение слуха, стресс и так далее).
Помимо этого, частой проблемой являются болезни гортани или губ, неправильное строение челюсти, болезни коры головного мозга и так далее.

Виды дефектов речи
Здесь мы приведем только перечисление, конкретнее о каждом виды вы узнаете далее. Выделяют следующие типы:
- проблема скорости воспроизведения (быстро или медленно);
- патология речевого аппарата;
- заикание;
- дефекты произношения различных звуков;
- неправильная работа речевого аппарата, ЦНС (центральной нервной системы), головного мозга.
Не стоит самостоятельно бороться с проблемой. Если вы заметили какое-либо нарушение речи у своих домочадцев или у себя, отправляйтесь за консультацией к логопеду.
Продолжаем дома
Те навыки, что дают уроки логопеда, должны быть обязательно отработаны и закреплены в семье, в домашних условиях. Для этого специалисты ведут разъяснительную работу с родителями, дают самые подробные рекомендации по построению домашних занятий.
Очень многое здесь зависит от ответственного подхода родителей к решению проблемы. Если мама или папа не ленятся регулярно выделять несколько минут в день на развитие речи ребенка, то успех не заставит себя ждать. Важнейшая задача родителей при этом — помощь ребенку в обретении чувства уверенности в борьбе со страхом общения и выступлений на публике.
Будущим мамам и папам следует поощрять ребенка. Даже самый маленький успех должен быть оценен по достоинству. В результате самооценка малыша растет, появляется стимул к дальнейшим достижениям.
Дислалия
Вам будет интересно:Дистопированный зуб: причины, симптомы, диагностика и лечение
Начнем мы с такого дефекта речи, как дислалия. Эта проблема является самой распространенной. У человека наблюдается довольно большой словарный запас, он способен правильно выстраивать и согласовывать предложения, но неправильно произносит один или несколько звуков.
Этот дефект является фонетическим, то есть нарушено звукопроизношение. У людей, страдающих от данного недуга, не наблюдается плохого слуха.
Как избавиться от картавости
Р-р-р-р…
Прежде чем приступать к избавлению от картавости, следует понять, как же произносится этот загадочный и трудный звук «р».
Необходимо приоткрыть рот и приподнять кончик языка к альвеолам. В это время язык должен находиться в напряжении, а его края – прилегать к верхним боковым зубам. В такой «позе» струя воздуха сможет свободно пройти между нёбом и языком, благодаря чему кончик языка завибрирует и получится звук «р».
То есть «р» находится на кончике языка, а не где-то в глубине горла. Горловое произношение – отличительная черта французов, но для русской речи подходит плохо.
Речевая гимнастика
Существует несколько упражнений, рекомендуемых логопедами для борьбы с картавостью:
- цокать языком, имитируя стук лошадиных копыт. Звук должен быть щелкающим, а не чмокающим;
- приоткрыть рот и ритмично касаться языком альвеол, одновременно произнося звук «д»;
- широко улыбнуться, медленно провести кончиком языка по внутренней стороне верхних, а затем и нижних зубов. Постепенно ускорять движение. Во время упражнения челюсть не должна двигаться;
- приоткрыть рот и зафиксировать руками нижнюю челюсть в неподвижном положении. Несколько раз «вкусно» облизать верхнюю губу;
- открыть рот, положить язык на нижнюю губу. Несколько раз произнести звук «ф».
Практические занятия
Когда язык немного натренируется принимать правильное положение, следует закрепить полученный навык. Для этого нужно повторять звук «р» как можно чаще в его «естественном окружении»:
- в слогах – ра-ру-ре-ри-рэ-ро, рь-рь-рь, шри-шра-шро-шре-шрэ, мро-мре-мра-мри-мру и т.д.;
- в начале слова – руль, раб, ребус, река, радость, разница, риза, роса, рычание, раввин и т.д.;
- в середине слова – перина, озеро, картина, обрыв, корона, королевство, морока, сорока, папирус и т.д.;
- в сложных словах – приоритет, тракторист, кража, рододендрон, трансформатор, тряпка, фарфор, разрешение, презумпция и т.д.
За одно занятие практически никому не удается поставить правильный звук «р» и перестать картавить. Необходима настойчивость, регулярность и вера в собственные силы.
Заикание
Сейчас рассмотрим еще один дефект речи — заикание. Характеристики его представляют совокупность нарушений нескольких составляющих:
- темп;
- ритм;
- плавность речи.
Проблема данного рода возникает из-за судорог мышц лица. Заикание появляется у детей с двух лет. Особенностями заболевания являются:
- вынужденная остановка речи;
- повторение звуков или слогов;
- возможно добавление ненужных звуков («а» или «и»).
Специалисты вам помогут
Причинами перечисленных аномалий могут служить различные факторы. Это врожденные дефекты типа незаращения неба или верхней губы, аномальный прикус, неправильно сформированные челюсти, дефекты губ, языка или зубов. Приобретенными нарушения оказываются в случаях заболеваний ЛОР-органов или ЦНС. Нарушения могут быть как постоянными, так и временного характера.
Особенность маленьких детей в том, что у каждого из них строго индивидуально протекает такое явление, как развитие речи. Логопедические занятия проводятся в каждом детском саду — не только в специализированном.
Если вашего ребенка направили на логопедические занятия, отказываться не следует — никакого вреда ребенку они не принесут, а польза будет несомненной.
Для детей 3-4 лет логопедические занятия существует в двух формах — индивидуальной или групповой. Занятия один на один со специалистом (индивидуальные) наиболее эффективны. В свою очередь, занимаясь в группе, малыш чувствует себя более комфортно и раскованно.
Профилактика заикания
Сейчас очень коротко об исправлении дефекта речи под названием заикание. В этом разделе коротко перечислим все, что нужно строго соблюдать родителям ребенка, который страдает от данного недуга.
- Начнем с речи окружающих малыша людей. Все должны говорить четко, правильно и неторопливо.
- По возможности избегайте контакта с заикающимися людьми.
- Не стоит кричать и скандалить при ребенке.
- Любыми силами избегайте травм (как психологических, так и физических), особенно это касается головы.
- Не стоит перегружать малыша различными впечатлениями и большим количеством информации.
- Не торопите развитие ребенка, не стоит стараться сделать из него вундеркинда.
- Избегайте испуга (страшные истории, фильмы и так далее).
- Не бейте малыша и не отправляйте одного в темное помещение в качестве наказания.
Будьте тактичны
В то же время не следует слишком усердствовать и принципиально заставлять ребенка постоянно употреблять лишь правильно выстроенные слова и фразы. Это приведет к лишнему напряжению, может отбить у малыша желание заниматься. Позвольте ему остаться ребенком. Напоминаем еще раз — логопедические занятия с ребенком 3-4 лет должны строиться исключительно в форме игры!
С малышом упражнения следует выполнять ненавязчиво, не заостряя внимание на имеющихся проблемах. Если в результате малыш будет в расстроенном или подавленном состоянии, успехов такое обучение не принесет. Вы ничего не добьетесь, кроме замкнутости и агрессивной реакции.
В промежутках между занятиями позвольте ему говорить по-прежнему с ошибками, которые могут исчезнуть самопроизвольно. В один прекрасный момент родители с удивлением и радостью обнаружат, что малыш сам пытается контролировать правильность речи.
Для развития мелкой моторики полезно массировать ребенку каждый пальчик, сгибать и разгибать их, играть в настольные игры. Почаще давайте малышу перебирать крупу или возиться в песке. Дома вместо него годится любой сыпучий материал. Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Как можно больше внимания уделяйте чтению, разучивайте с малышом несложные песенки и стишки.
Алалия
Данным термином принято называть отсутствие речи у детей возраста от 3 до 5 лет. Отсутствие может быть как полное, так и частичное. Чем вызван недуг? Недоразвитием или поражением речевой области левого полушария коры головного мозга. Это поражение может наступить во внутриутробном периоде развития или на ранней стадии.
Помимо этого, различают два вида алалии:
Детский аутизм
При данном заболевании дети не только полностью перестают разговаривать (хотя раньше их речевое развитие никак не отличалось от сверстников), но и погружаются в переживания, отстраняясь от окружающего их мира.
При детском аутизме наблюдается отсутствие элементарных бытовых навыков и речи. К особенностям болезни относятся:
- возбудимость и даже агрессивность;
- зацикленность на чем-то (предпочтение одного продукта, отказ от всего остального, при этом основной показатель — внешний вид, а не вкусовые качества; пример — малыш отказывается пить сок из бутылки, так как всегда его употребляет из картонной коробки);
- отсутствие желания контактировать со взрослыми людьми, минимальный контакт с матерью;
- у малышей развито чувство страха, только есть одна особенность — ребенок может не бояться темноты или высоты, а вот чайник или ложка его могут сильно напугать (эти предметы были взяты в качестве примера).
Фронтальные занятия
Групповые логопедические занятия (по другому их называют фронтальными) ведутся среди детей с разнообразными отклонениями в развитии речи. К таковым относятся не только нарушение звукопроизношения и проблемы со слухом. Например, малыш может не различать парные звуки. Другие проблемы этого же ряда — нарушение речевой грамматики, отсутствие связи между произносимые словами.
Группы для занятий подбираются в количестве 6-8 человек одинакового возраста, имеющих сходные речевые проблемы. Планы логопедических занятий содержат общую цель — расширить словарный запас и улучшить фонематический слух. Дети целенаправленно обучаются устной речи, занимаются практической отработкой усвоенных на индивидуальных занятиях навыков. Чаще всего большинство детей занимаются как в группе, так и индивидуально.
ОНР
Существует и такой дефект речи у ребенка, как ОНР (общее недоразвитие речи). Такой диагноз могут поставить, если постановка конкретного диагноза затруднена.
Под ОНР понимают различные расстройства речи, которые могут касаться фонетики, лексики или грамматики. Отличительные особенности заболевания:
- нарушение произношения;
- затрудненность в различении звуков;
- скудный словарный запас;
- трудности со словообразованием и изменением слов;
- несвязная речь;
- малыш начинает говорить поздно (3-5 лет);
- неоформленная с точки зрения грамматики и фонетики речь;
- невозможность оформления своих мыслей.
Когда бить тревогу
Читайте – Советы педиатра: каких врачей нужно посетить с ребенком перед 1 сентября
Для начала нужно знать, что должен уметь ребенок в определенном возрасте. Когда ребенку годик, он должен говорить около 5-10 слов по типу «мама», «папа», «дай», “на». Если этого не происходит, нужно стараться больше заниматься с ребенком. Этот признак должен насторожить, но если ребенок молчит в два-три года, назвать физиологической особенностью это просто нельзя.
В 1,5-2 года уже должны быть фразы: «Мама, дай пить», «Пришла бабушка», «Хочу играть машинкой». Эти слова могут произноситься искаженно, на данном этапе возрастного периода это нормально.
В три года ребенок уже должен говорить небольшие сложные фразы, например: «Мы пойдем в парк и будем кататься на качелях», «Скоро приедет папа, привезет мне новую машину». Если в этом возрасте у ребенка фразы односложные, это тоже повод обратится к логопеду.
К четырем годам ребенок должен хорошо говорить звуки «с» и «з». Он все рассказывает, что видел, задает вопросы. Важно в этот период делать так, чтобы малыш больше говорил про все, выражал свои мысли вслух.
shutr.bz
В 5 лет ребенок должен произносить все шипящие звуки – «ш», «ж», “щ”. Тяжело даваемую букву «р» ребенок должен освоить до 6 лет. В этот период он должен правильно говорить сложные фразы.
Читайте – Гиперактивный ребенок: советы психолога по воспитанию
Если ребенок не обладает вышеуказанными речевыми навыками в возрасте около шести лет, его обязательно нужно показать логопеду. С помощью различных методик можно быстро наладить произношение.
Если ребенок в 1,5-2 года вообще не говорит, нужно срочно обращаться к врачу. Да, это иногда бывает и физиологическая особенность ребенка, но такое бывает довольно редко, чаще всего здесь есть другая проблема.
shutr.bz
Куда обратиться за помощью?
Если вы столкнулись с логопедическими дефектами речи, то вам необходима консультация врача-логопеда. Помимо этого, причина может крыться и в другом. Возможно, нарушение речи вызвано более серьезными проблемами. Иногда при дефектах речи, характеристики которых были представлены выше, необходима консультация следующих специалистов:
- психолог;
- дефектолог;
- отоларинголог;
- стоматолог;
- невролог;
- ортодонт и так далее.
Не стоит пытаться самостоятельно поставить диагноз и заниматься самолечением. Говорить красиво вам поможет только опытный специалист, способный выявить точную проблему.
Нужен ли логопедический детсад?
Часто родители стремятся отдать своего малыша не в обычный детский сад, а в логопедический. Бытует мнение, что условия там предпочтительны для решения возникших проблем. Действительно ли настолько важно туда попасть? Если да, то с какого возраста? Принесут ли реальную пользу логопедические занятия в детском саду именно вашему ребенку?
Как правило, отдавать ребенка моложе 3-4 лет в руки специалистов не слишком эффективно. С самыми маленькими успешно могут заниматься родители, предварительно проконсультировавшись с логопедом. Тот подскажет комплекс мер и нужных упражнений. Логопедические занятия с ребенком 3-4 лет уже способны дать стойкий эффект.
Арсенал родительского общения с детьми огромен. Это постоянное правильное и активное речевое общение с малышом, пальчиковая гимнастика, множество речевых игр, кистевой массаж, специальные упражнения, призванные развивать мелкую моторику, рисование, лепка и так далее.
Избавление
Лечение дефектов речи происходит по индивидуальному плану. Сначала специалисту необходимо выявить причину, которая влияет на произношение, только после этого — составить индивидуальный план занятий.
Если у вашего ребенка выявили какой-либо дефект речи, то родителям стоит запастись терпением. Ведь хороший результат зависит от нескольких факторов:
- регулярность;
- усердие;
- настойчивость.
Так как дефектов речи существует большое множество, методов избавления от них также наличествует большое количество. Если после излечения основной проблемы речь пациента не улучшается, то логопеды советуют дыхательную гимнастику или речевую терапию. Эти два метода очень часто применяют после инсульта.
Источник
Логопедия для взрослых
Такие расстройства, как дизартрия способны проявиться и во взрослом возрасте, поддаваясь лечению, направленному на причины. Другие — заикание (с детства), косноязычие — непрерывный спутник больного на протяжении многих лет. На них накладывается отпечаток прожитых лет, и большая часть работы перекладывается с дефектолога на психолога, призванного помочь пациенту отказаться от старых привычек и заново переучиваться правильно говорить и контролировать речь.
Коррекция речи во взрослом возрасте требует терпеливой терапии, регулярных занятий и желания больного. Включает лекарства, препараты, хирургические вмешательства и тренинги. Скороговорки как метод развития дикции не принесут должного результата продолжительных расстройств, но могут быть хорошими помощниками на определенном этапе.
